Подростковый возраст

 «Уже не ребенок, но еще и не взрослый»,  многие  печатные источники на тему подростков начинается с этих слов. Нет смысла  изобретать велосипед, так начинается и эта статья. Что это за возраст? Каковы его особенности, слабые и сильные стороны? Что с ними происходит? Чем они дышат?

Подростковый возраст – интересный  и в тоже время своеобразный этап. Это период перехода из детства  во взрослую жизнь. Его еще называют «трудным», «переходным» или «кризисным».  Они действительно уже не дети, но еще и не взрослые.  В  разных источниках указываются разные возрастные рамки в среднем от 11 до 18 лет. У этого периода есть свои особенности, их много, но остановимся на нескольких:

·         физические изменения

·         психологические

·         взаимоотношения

·         психосоциальное развитие

Физические изменения. Наступление этого периода происходит, в среднем, у девочек с 11 лет и 13 лет у мальчиков. Не следует забывать об индивидуальных особенностях человека, и этот период может смещаться  как на более ранний возраст, так и более поздний. В это время происходит быстрый рост тела, гормональные изменения, меняются формы, голос, изменяются черты лица, а так же развиваются все системы организма в целом.  В период интенсивного роста тело растет неравномерно, что иногда очень смущает  некоторых подростков. Некоторые изменения явные, некоторые происходят внутри организма и практически не заметны.

Психологические изменения. «Слабое место» этого периода – эмоциональная неустойчивость. Пик ее приходится у мальчиков на одиннадцать – тринадцать лет, у девочек  на тринадцать – пятнадцать. Позднее настроение становится более устойчивым, а эмоциональные реакции более контролируемые, хотя  иногда, сохраняется непредсказуемость и неадекватность.  Для  данного возраста свойственны противоречивость и непостоянство. Это похоже на «балансирование  на  канате». Здесь есть все: целеустремленность и  настойчивость,  пассивность и  нерешительность,  повышенная самоуверенность сменяется неуверенностью в себе, возвышенность чувств и цинизм, ранимость и заносчивость и прочее. Проявление упрямства, непослушания, бунтарство – это одна из форм самоутверждения. Происходит становление характера, движение к большей самостоятельности и автономии.

Взаимоотношения. Важными  и значимыми людьми в жизни подростка становятся сверстники,  поддержку  и понимание они ищут здесь же. Для них имеет большое значение, какое место они занимают среди «своих». В этот момент для них важно оказаться «своим», быть принятым.  Отсюда подражание в одежде, поведении, что придает некоторое ощущение внутренней стабильности и безопасности. Эрик Эриксон утверждал, что «единообразие одежды, телодвижений и мимики, часто наблюдаемые в подростковых группах,  еще является защитной реакцией против запутанной, неопределенной идентичности».  С целью самоутвердится, происходит поиск новых авторитетов, которым подросток стремится подражать. Ошибки в выборе друзей и объектах для подражания нередко приводят к приобщению к алкоголю, курению и наркотикам.  Родители отходят на второй план, более того,  их  часто отвергают как модели для идентификации. Есть сильное желание освободиться от их опеки.

Поиск партнера – еще одна важная особенность этого периода. Желание нравится, создание новых отношений с противоположным полом,  первые сексуальные контакты – все это наполняет жизнь подростков и придает остроту переживаниям. Это  первые встречи с радостью и болью, мечтами и разочарованием, предательством, заботой и конечно любовью. Еще это время «ошибок молодости», за которые приходится расплачиваться потом всю дальнейшую жизнь. Чаще всего это беспорядочные половые связи, приводящие к половым инфекциям, ранние браки, заканчивающиеся разводом и разочарованием  в семейной жизни. Все это похоже на прикосновение к «взрослой жизни».

 Еще есть  несколько вопросов, которые стоят перед подростками – вопросы идентификации «Кто  я такой?» «Каким хочу стать?» и «Как вписаться во взрослую жизнь?»

Психосоциальное развитие  человека предполагает наличие у него 2 основных аспектов его «Я»:  личного как члена семьи и профессионального  (Хухлаева, 2002).

Задача № 1, с которой встречаются подростки – идентификация себя. Состоит в том, чтоб собрать воедино все имеющиеся знания о самих себе (какой  я  сын\дочь, брат\сестра, студент\учащийся, спотрсмен, друг\подруга,  девушка, музыкант, любимый  и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность,  которая представляет осознание прошлого опыта и будущего, которое за ним следует. Это время принятия  первых самостоятельных решений, например,  рассчитывать  на родителей или только на себя,  продолжать образование или искать работу.

Задача № 2 – проблема выбора профессии. Суть проблемы заключается в том, чтобы определить «Кем быть?», нужно сначала знать «Кто я есть?» Так как  работа занимает   большую часть жизни и предполагает зачастую определенный стиль, то выбор карьеры означает  выбор образа жизни. А для этого необходимо верное понимание себя «Чего хочу?», «Что Я могу?» Неспособность определить «Кто Я есть?» приводят к кризису. Многие подростки сталкиваются с тем, что ощущают  свою бесполезность, бесцельность,  неприспособленность, отчужденность. Все это приводит к душевному  разладу и порой к отклоняющемуся поведению. Нужно вовремя объяснить ребенку, что на свете существует масса профессий, о которых он даже не догадывается, и уж в чем-то он себя обязательно найдет. Ведь вряд ли в детстве кто-то думал, что будет настраивать сканер штрих кода или заниматься продажей POS-терминалов. Однако, кто-то же занимается этой работой?

С другой стороны, выбор той или иной профессии  может сам по себе дать представление о том, личностью какого типа подросток хочет стать.

В заключение немного для родителей о них самих. Многие беспокоятся «Как пережить этот период?», кто-то откровенно боится и растерян.  Что могут сделать родители? Как пережить самим и помочь справиться  своим детям? 

И первое, что следует сделать – это  пересмотреть статус подростка в доме, с его новыми возможностями и ограничениями. Помните, как начинается статья «уже не ребенок….», действительно они  уже не дети, и строить взаимоотношения нужно уже не как с ребенком, а как с подростком. Они нуждаются в  большей автономии, в большей самостоятельности, в большей возможности  выбора – это все об их правах, но не забывайте и об обязанностях, что теперь подросток может,  и будет делать, чего раньше не делал? Несмотря на большую «свободу» подростку, как и прежде необходимы  границы.

Следует позаботиться об установлении более теплых и доверительных отношениях. А вот с советами не спешите, для начала спросите, хотят ли они услышать их. Так как самый лучший способ чему-то научится – это личный опыт, и сейчас, стремясь к самостоятельности, они этим очень дорожат.  Это их опыт, его важно получить и пережить, даже если это больно. Важно не переубеждать, а просто слушать и услышать.

Важно поддержать самооценку на должном уровне. Она оказывает огромное влияние на жизнь. Так дети с заниженной самооценкой хуже учатся, у них сложности в общении со сверстниками и в дальнейшей жизни это тоже будет проявляться. Основа закладывается в  самом раннем детстве и все зависит  от того, как обращались родители с малышом. А что делать тем, кто «немного опоздал» и это уже не «малыш». Никогда не поздно, начните прямо сейчас. Отнестись с понимание и терпением  к его проблемам.  Поддержите в трудную минуту. Все это предполагает перемены  не только для подростка, но и для родителей. И если возникают затруднения, сомнения всегда можно обратиться  за помощью к специалисту – психологу. Где в безопасном  пространстве можно получить поддержку, рекомендации в каждом конкретном случае.

Кризисы – это особые моменты в жизни каждого человека, они сопровождают нас всю жизнь. Сопереживание и поддержка – это то, в чем нуждается каждый. Для подростка важно чувствовать и знать, что его понимают и принимают, терпимо относятся к его «недостаткам» и ошибкам. Откажитесь от большого количества критики, перестаньте сравнивать, относитесь с уважением, считайтесь с его\ее мнением. И это вернется к вам душевным спокойствием и радостью за  их успехи и поможет пережить этот естественный и неизбежный период.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Добавить

Комментарии

1 из 1
Комментариев: 2
2017-04-16 13:04:20
Сложилась трудная жизненная ситуация. Изменил муж и ушел к любовнице. Срочно нужна была помощь мага, экстрасенса, ясновидящей. Просмотрела весь интернет, прочитала кучу отзывов про магов. Случайно увидела центр магии по НТВ. Я позвонила по горячей линии и рассказала о проблеме. Мне назначили специалиста и провели диагностику. После проведенной работы супруг вернулся на третий день с вещами. Все мои проблемы как рукой сняло.(не хочу вдаваться в свои неприятности, у всех своих хватает) от наших проблем страдают прежде всего близкие нам люди(в моей ситуации это дети), поняла на своих проблемах. Единственное скажу ОТЛИЧНЫЕ специалисты, самые низкие цены с которыми столкнулась во время поиска, да и цены все на сайте, не то что у мошенников, удобно что прием дистанционно. В моей жизни все наладилось очень быстро, что даже я не ожидала. Дают очень хорошие, полезные рекомендации. Сайт называется МИСТИК ИНФО mistik-info.ru особенно для тех, кому очень плохо или запутались в жизни и не знаете что делать. Очень много бесплатных ритуалов и обрядов. Надеюсь и Вам помогут!


Другие статьи рубрики
Самые популярные
Самые комментируемые
Реклама

Войти

при помощи учетной записи на сайте Счастье

У вас нет логина? Зарегистрируйтесь

Никнейм или e-mail:
Пароль:

Или используя аккаунт от соцсетей:

Регистрация нового аккаунта

У вас есть логин?

Никнейм:
Пароль:
Подтвердите пароль:
E-mail:
Операция выполнена успешно!